Запуск двигателя в зимних условиях

| 07 Дек 2014 | Рубрика: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Запуск двигателя в зимних условиях

Запуск двигателя в зимних условиях

     Зимним периодом эксплуатации называется такой период, когда температура окружающего воздуха устанавливается ниже +5 градусов цельсия.


      Эксплуатация автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в зимних условиях затрудняется из-за низких температур воздуха наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а также сокращения светлого времени суток. Низкая температура окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрицательное влияние на работу всех его систем и поддержания нормального теплового режима. Вследствие низких температур окружающего воздуха в значительной мере ухудшается испаряемость бензина и увеличивается плотность воздуха, что приводит к существенному обеднению гор горючей смеси и плохому ее воспламенению при запуске карбюраторных двигателей. В дизелях вследствие повышения вязкости топлива и снижения температур воздушного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и ухудшается самовоспламенение дизельного топлива.

     Переохлаждение двигателя в процессе его работы приводит к ухудшению смесеобразования и усилению конденсации горючего, в результате чего увеличивается его расход и существенно понижается мощность двигателя. Конденсат горючего смывает масляную пленку со стен цилиндров и разжижает масло в картере, что приводит к резкому нарастанию износа деталей двигателя и сокращению срока его эксплуатации. Особенно сильно изнашиваются детали при пуске холодных двигателей.

     Повышение вязкости масла при низких температурах воздуха вызывает резкое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала, что затрудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты вращения коленчатого вала.

     Как же все-таки произвести уверенный пуск двигателя в холодное время года? Есть несколько способов.

Первый способ запуска двигателя в зимних условиях

    Применить масла с низкой вязкостью М-5 /10 или М-5 /12 и аналогичного, с маркировкой SAE 10W-30. Таких масел сегодня в продаже предостаточно. Они дадут возможность стартеру развить пусковые обороты при температурах воздуха до минус 20-25 С. Если в вашей местности температуры ниже, причем в течении длительного времени, то целесообразно использовать более “жидкие” масла — класса вязкости SAE 5W-30.

     Однако резко возрастает с морозом вязкость масла в двигателе, даже у М5 /10 при тридцатиградусном морозе становится чуть ли не твердым. Ясно, двигать детали в таком масле и “прокачать” по магистралям настолько трудно, что стартер при запуске с этим может не справиться. Если мотор все-таки удаться пустить, вас может подстеречь большая беда – часто, проработав с полминуты, мотор заклинивает! Происходит это из-за того, что масло, вброшенное вначале в магистраль маслонасосом, другим из картера не заменяется – под насосом образуется  воздушная яма. Вас оповестит об этом лампа “НЕТ ДАВЛЕНИЯ”, да и мотор начнет лязгать. Тут-то его и надо немедленно выключить. В противном случае повреждений не избежать.

     Но как тому, кого мороз застал врасплох? Ведь и так бывает: надо  срочно выехать, а на дворе -30, и подогреть масло в картере нечем – не будешь же под машиной костер разводить – она, чай своя не чужая!

     Слить и подогреть тоже не вариант – масло-то густое, почти как вакса. В таких случаях следует поступать так. В какой-нибудь емкости нагреть  0,5 л масла до температуры  90-120  градусов, затем залить его в двигатель (смешав симеющимся) плюс туда же – бензин. И сразу весь этот коктейль смешать стартером. После мотор, как правило, запустится без проблем. Даже если переохлажденная часть масла и не смешивается с вновь залитым, то мотор исправно начинает работать, а потом температура всего объема масла выравнивается. Не надо опасаться, что превышение уровня масла в двигателе грозит катастрофой – куда негативнее пускать его на холодном масле, когда часть деталей вынуждена работать всухую. Педант может, конечно, после этого на всякий случай слить излишек, но делать это не обязательно – в процессе естественного угара масло все равно выработается. Кому-то подготовка может показаться слишком хлопотной. Но из всех зол от мороза это – меньшее. Еще одна “дедовская хитрость”. Оставляя машину на несколько часов, совсем не помешает укрыть двигатель (под капотом) старой фуфайкой, одеялом или чем-нибудь подобным. Даже после стоянки в течении 5 часов при 20-градусном морозе мотор под такой шубой на ощупь способен иметь плюсовую температуру. Характеристики вязкости масла с увеличением мороза не линейные – тут каждый новый градус играет все большую роль, и такое утепление здорово поможет при пуске двигателя на морозе. Главное, о чем, надо помнить, – утеплитель не должен касаться горячих выхлопных патрубков, иначе Вам грозит пожар!

Второй способ запуска двигателя в зимних условиях

    Нагреть двигатель через систему охлаждения. Для предпусковой подготовки карбюраторных двигателей, заправленных загущенным моторным маслом, требуется вода, нагретая до температуры 75-80 градусов цельсия: при температуре окружающего воздуха -35 градусов цельсия – две заправки, при температуре ниже -35 градусов цельсия – не менее трех заправок. Заливать горячую воду в горловину радиатора необходимо через воронку так, чтобы скорость подачи ее в систему охлаждения автомобилей и легких транспортеров-тягачей составляла примерно 5 литров в минуту. При этом сливные краники системы охлаждения должны быть открыты, отверстия их прочищены, а жалюзи радиатора закрыты. С началом вытекания из сливных краников теплой воды краники на половину прикрывают и продолжают заливать воду. После того как из краника вытечет 6-8 литров воды, их перекрывают и заполняют всю систему охлаждения горячей водой, опускают капот и выдерживают горячую воду в системе для лучшего прогрева стенок цилиндров. Затем сливают часть воды (одну треть или одну вторую часть вместимости системы охлаждения) и вновь доливают систему горячей водой до нормы. По окончании пролива через систему охлаждения горячей воды пускают двигатель с применением пусковой жидкости и прогревают его при малой частоте вращения на холостом ходу в течение 3-4 минут.

Третий вариант запуска двигателя в зимних условиях

 Поднять температуру масла, подогревая картер двигателя паяльной лампой, газовой горелкой или любым другим доступным способом, например, с помощью примуса “Шмель” (конечно, помня о мерах пожарной безопасности). Имейте ввиду, что интенсивный нагрев поддона (особенно алюминиевого) вызывает местный перегрев нижних слоев масла, термическое разрушение присадок. Это тоже приводит к ускорению старению масла. Не надо “жарить” масло на открытом огне. Отведите пламя, пусть время прогрева увеличится, но так будет лучше.

     Для нагрева масла таким образом лучше всего пользоваться горелками с инфракрасным излучением (со специальной керамикой). Таких сегодня много в продаже. Как показывает опыт, на 25-ти градусном морозе через 15 минут он достаточно подогревает масло.

Четвертый способ запуска двигателя в зимних условиях

В полевых условиях для разогрева двигателей с помощью горячей воды применяются подвижные водомаслогрейки и водомаслогрейки и водомаслозаправщики (ВМГ-40-51, ВГ-50-51, ВМЗ).

     Для работы подогревателей используют горючие, на котором работает двигатель.

     Подогреватели работающие на бензине, состоят из котла с горелкой, электровентилятора, электромагнитного клапана, топливного бачка, поддона масляного картера, трубопроводов и пульта управления. Подача бензина из топливного бака через электромагнитный клапан в камеру сгорания происходит самотеком, воздух нагнетается вентилятором, циркуляция жидкости между рубашками котла и блока цилиндров во время работы подогревателя – термосифонная.

     Подогреватели, работающие на дизельном топливе, имеют ряд конструктивных отличий от бензиновых подогревателей, что обусловлено различиями физическиих свойств дизельного топлива и бензина. К особенностям этих подогревателей следует отнести наличие принудительной циркуляции жидкости между подогревателем и системой охлаждения двигателя в период его подогрева, а также принудительной подачи топлива из бачка к форсунке подогревателя с помощью насосного агрегата, состоящего из вентилятора, топливного и жидкосного насосов, приводимых вот одного электродвигателя.

Пятый способ запуска двигателя в зимних условиях

      Использование химических средств (аэрозолей), гарантирующих запуск двигателя при низких температурах.

     Можно, конечно, бегать из дома к машине с горячим чайником. Можно рискнуть прогреть двигатель паяльной лампой…

     По мнению экспертов, разумнее использовать химические средства (аэрозоли), гарантирующие запуск двигателя при низких температурахи, целесообразно использовать при температуре ниже -20 С. Поскольку эти средства представляют легкоиспаряющиеся жидкости, их воспламенение в цилиндрах может происходить, как показывает опыт, даже при отключенной системе зажигания.

 Распыляемые в патрубок воздушного фильтра непосредственно перед пуском, аэрозоли обеспечивают практически мгновенный запуск как бензиновых двигателей, так и дизилей.

Шестой способ запуска двигателя в зимних условиях

В качестве крайней меры применяют пуск двигателя буксированием, т.е. раскручивание коленчатого вала ведущими колесами автомобиля. Данный метод запуска двигателя наиболее гарантированный, но допустим лишь в исключительных случаях, так как при этом ходовая часть, трансмиссия и двигатель испытывают большие ударные нагрузки, которые могут привести к поломкам. Движение начинают при нейтральном положении рычага коробки передач (КП). Когда автомобиль наберет достаточную скорость (желательно 15-20 км/ч), водитель включает высшую передачу в КП и отпускает педаль сцепления. Если двигатель при этом не начал работать, а скорость движения уменьшилась, педаль сцепления вновь выжимают и при наборе нужной скорости движения попытку пуска повторяют. Как только двигатель начнет работать, педаль сцепления быстро выжимают, устанавливают среднюю частоту вращения коленвала, рычаг переключения передач переводят в нейтральное положение и педаль сцепления отпускают.

     Если при нескольких таких попытках двигатель все же не начал работать, то в движении на буксировке продувают цилиндры, для чего плавно нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой, полностью открывают воздушную заслонку и включают высшую передачу в КП. В таком положении автомобиль движется на буксире 2-3 мин. После продувки пуск двигателя повторяют обычным порядком на более высокой скорости буксирования.

     Пуск двигателя буксированием требует включения в коробке передач именно высшей передачи, а не второй или первой, как это делают ошибочно некоторые водители. При включении высшей передачи коленчатый вал раскручивается с частотой, вполне достаточной для пуска двигателя. Напомним, что частота вращения коленчатого вала, обеспечивающая пуск двигателя, совсем не велика и составляет примерно 50 об/мин и лишь при низких температурах – около 100 об/мин. Движению автомобиля, например ВАЗ, со скоростью 15-20 км/ч на прямой передаче 1500-2000 об/мин, что для пуска двигателя совершенно не требуется.

     Корме того, при включении первой или второй передачи в КП для проворачивания колес и коленчатого вала буксируемого автомобиля должна быть создана очень большая сила. Преодолеть такую силу не всегда удается и буксировщику. Да и нужна соответствующая сила сцепления ведущих колес с дорогой. Иначе колеса буксируемого автомобиля начинают скользить юзом.

     При отсутствии буксировщика пуск двигателя возможен также методом толкания с использованием мускульной силы людей или скатыванием автомобиля на спуске. Порядок работы при этом остается таким же, как и при пуске двигателя буксированием.

Метки: , , , ,

Отзывов (2)

Понравилась статья: Поделись с друзьями:

Словарь терминов черезвычайной ситуации
Авария на железнодорожном транспорте
Действия при пожаре в доме

Отзывов (2) на «Запуск двигателя в зимних условиях»

  1. Дмитрий пишет:

    Всем привет, спасибо за данную информацию. Я например пользуюсь зимой способом подогрева поддона – газовой горелкой.По поводу пятого способа , даже и не знал что у нас есть химия для запуска автомобиля. Завтра направлюсь в автомагазин спрашивать. Спасибо.

  2. Дмитрий пишет:

    Всем привет, спасибо за данную информацию. Я например пользуюсь зимой способом подогрева поддона – газовой горелкой.По поводу пятого способа , даже и не знал что у нас есть химия для запуска автомобиля. Завтра направлюсь в автомагазин спрашивать. Спасибо. Очень полезно

Ваш отзыв