Правила поведения в экстремальных ситуациях

| 15 Июнь 2014 | Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ

Правила поведения в экстремальных ситуациях

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

В основе подавляющего большинства представлений об экстремальности лежат конкретные острые события, сопровождающиеся нарушением психологического, душевного и эмоционального равновесия.


Рядом авторов была предложена следующая типология острособытийных ситуаций, воспринимаемых  субъективно экстремальными:

1) стресс;

2) фрустрация;

3) конфликт;

4) кризис.

Анализ вышеуказанных острособытийных ситуаций целесообразно проводить используя два следующих критерия: признак экстремальности и особенности проявления экстремальности.

Стресс

Стресс – реакция, опосредованная оценкой угрозы и защитными процессами, – отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования, – когда могут появиться нарушения адаптации, – когда специфическое действие предъявляет организму неспецифические требования, ответом на которые является неспецифическая реакция во внутренней среде организма. Признак экстремальности стресса состоит  в том, что у человека проявляется неспособность контролировать развитие острого события и насущная необходимость в неотсроченном удовлетворении актуализированной потребности с сопутствующей ей неспособностью сделать что-либо для этого. Особенностями проявления экстремальности является то, что  человек ориентирован (на уровне психологической установки) на удовлетворение актуализированной потребности по типу “здесь и теперь”, т.е. посредством механизма психологической защиты.

Фрустрация

Признаком  ее экстремальности является отсутствие у человека возможности осуществлять мотивосообразные или целенаправленные действия или и те, и другие. Особенности проявления состоят в том, что человек утрачивает волевой контроль или исходный мотив ситуации или и то, и другое.

Конфликт

Признак экстремальности – наличие у человека сложного внутреннего мира и актуализация этой сложности возникновением субъективно неразрешимого противоречия, вызывающего у него капитуляцию сознания. Особенности проявления экстремальности: у человека имеет место субъективно неразрешимое противоречие мотивов. что приводит к капитуляции сознания.

Кризис

Признак экстремальности – возникновение у человека критических моментов, сопутствующих поворотному пункту его жизненного пути, и в то же время неспособность человеческой личности изменить систему ценностей и наметить новую жизненную стратегию. Особенности проявления экстремальности: человек утрачивает возможность использовать полностью установившуюся у него систему ценностей, а также вынужден оставить сложившиеся жизненные позиции, как не отвечающие требованиям создавшейся ситуации.

Любая деятельность человека сопровождается теми или иными переживаниями, чувствами, ощущениями. Это сложное психофизиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную индивидуальную окраску, принято называть эмоциональным.

В процессе деятельности человек вступает в сложные, многогранные отношения с окружающим материальным миром и обществом. Одной из существенных сторон этих отношений является постоянное, меняющееся по силе воздействие факторов внешней среды на нервно-психическую сферу человека. Ответная реакция на внешнее воздействие выражается целым рядом сложных явлений в организме, включающих в себя и изменение эмоционального состояния.

Эмоциональный стресс – психофизиологическое состояние, возникающее у человека под влиянием субъективно-значимых стрессоров или ситуаций, определяемое индивидуально-типологическими особенностями его фено- и генотипа, выражающееся в значительных перестройках эмоционального гомеостаза (равновесия), а также неспецифического и специфического реагирования, направленного на восстановление эмоционального равновесия.

Эмоциональный стресс – это система реакций организма на эмоциональные раздражители значительной силы, направленная на создание нового уровня адаптации (или формирование поведения) организма в ответ на изменившиеся условия.

Эмоциональный стрессор имеет потенциальную возможность нарушить три условно подразделяемых гомеостатических “барьера”: эмоциональный, церебральный и общий. Мощность вызываемого стрессором эмоционального состояния зависит от масштабного выхода психофизиологических реакций из присущих организму границ динамического равновесия. При эмоциональном стрессе эмоциональный гомеостаз выходит из границ динамического равновесия интеграции функциональных систем и контролируется механизмами адаптационного регулирования.

 Любой стрессор, воздействующий на личность, подвергается первичной и вторичной оценкам.  Обе эти оценки связаны  с познавательной деятельностью. Первичная оценка является функцией трех классов прошлого:

1) свойств стрессора (специфических, неспецифических, определенных функцией обратной связи реагирования);

2) психологическая конституция индивида (побуждения, оценочные суждения, интеллект и физические ресурсы, предыдущий опыт в аналогичных ситуациях и т.п.);

3) культурные нормы (институциональные ценности, ролевые ожидания и т.д.).

Первичная оценка позволяет сделать вывод, к чему относится стрессор или ситуация – к угрозе или благоденствию.

После познавательной оценки стрессора начинается разработка механизмов защиты, которые условно можно назвать не иначе как правила поведения в экстремальных ситуациях. Процессы совладания – те средства, при помощи которых личность осуществляет контроль над ситуациями, угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие. Эти процессы протекают вместе с эмоциональной реакцией и являются ее частью. Именно от их развития и зависит удержание эмоционального гомеостаза в границах динамического равновесия или организация его на новом, более адекватном для возникших условий уровне. Стратегия совладания заключается в возможном уменьшении, устранении или приближении действующего агента. Она представляет собой процесс вторичной оценки стрессора. Вторичная оценка приводит к одному или более из трех типов стратегии поведения:

1) механизм реакции “Я” – проявляется тогда, когда прямое действие не является возможным из-за внутреннего или внешнего торможения;

2) тенденция к прямому действию (напр., на источник стрессора), при которой могут наблюдаться как экспрессивные, так и инструментальные реакции;

3) совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует.

Есть еще и третья познавательная оценка – переоценка, которая характеризует процесс изменения в суждениях, происшедший на основе обратной информации или своих собственных реакций.

Было замечено, что если познавательные процессы, лежащие в основе первичной оценки, не являются характерными для эмоциональных состояний, будучи существенными и в неэмоциональных различиях, то после оценки ситуации как эмоциогенной (напр., в связи с угрозой, страхом) привычные способы познания становятся менее эффективными. При этом, чем более опасной и непосредственной будет угроза, тем в большей степени познавательные процессы вторичной оценки будут отклоняться от эмоционального гомеостаза и от познавательных процессов первичной оценки, и тем значительнее будет иерархия реакций совладания.

Все упомянутые элементы стратегии совладания ведут к различным категориям эмоционального реагирования:

            1) познавательное;

            2) экспрессивное (выразительное);

            3) инструментальное.

При познавательном внутреннее или внешнее торможение не дает развиваться каким-либо другим формам эмоционального выражения. Как правило, к подобного рода выражениям, именуемым защитными механизмами, относятся реакции подавления, отрицания, отбрасывания и т.д. Происходит редукция эмоциональной экспрессии. “Чисто” познавательное реагирование приводит к патологическому поведению. Это обусловлено либо тем, что “чистая задержка” эмоциональных выражений идет вразрез с выработанными в эволюции естественными, полными выхода энергии реакции типа “борьбы и бегства”, характерными для животных, либо распространением в поведении человека по отношению к окружающей его среде реакций “смирения и приспособления” в противовес естественным реакциям “владения и управления”.

Выразительное реагирование отличается определенной стереотипностью. Оно может быть подразделено на:

1) биологическое (следы эволюционных наслоений);

2) приобретенные “выразители”.

Биологические выразители в полной мере свойственны только человеку  – смех, плач, выражение сосредоточенности, внимание и др. Они могут существенно изменяться от индивидуума к индивидууму и от культуры к культуре.

Приобретенные выразители являются элементами инструментальных актов, возникших на ранних этапах онтогенеза (напр., привычки, направленные на удовлетворение телесных нужд, на поддержку межличностных отношений или манипулирование объектами).

Инструментальное реагирование состоит из скоординированных  последовательных элементов поведения, направленных на достижение какой-нибудь цели. Инструментальные акты подразделяются на три категории:

1) символы – применяются для передачи сигнала о наличии или маскировке от присутствия каких-либо аффектов (напр., улыбаться во время похорон в Японии);

2) операторы – предназначены для достижения некоторой персонально определяемой цели путем прямого воздействия на окружающую среду (агрессия, избегание). Они не всегда сопровождаются злобой или страхом.

3) ритуалы (обычаи) – определяются культурными нормами.

Познавательные процессы, связанные с первичной оценкой ситуации, относящейся или не относящейся к эмоциональным реакциям, осуществляется в рамках эмоционального гомеостаза,  в то время как познавательные процессы вторичной оценки, исключительно обусловленные эмоциональными стрессорами, ведут  к большим или меньшим сдвигам, нарушениям или переходам эмоционального гомеостаза с одного уровня на другой. При этом могут происходить разные изменения в поведении (“разрывы в поведении”). Изменения в эмоциональном гомеостазе происходят одновременно с изменениями в физиологическом гомеостазе.

В зависимости от масштабности сдвигов эмоционального, церебрального и общего гомеостазов, что обусловлено рядом факторов и прежде всего значимостью стрессора и механизмами совладания, эмоциональные состояния могут быть дифференцированы от быстро проходящей эмоции до продолжительного эмоционального стресса и от кратковременного, но мощного эмоционального напряжения до длительной по времени, но мало изнашивающей организм  эмоции.

Таким образом, на основании дифференцированных сдвигов гомеостатического равновесия можно приблизиться к объективной оценке эмоциональных реакций, возникших под действием того или иного стрессора. Эмоциональные состояния, при которых нарушения гомеостатических механизмов происходят на уровне определенных висцеральных сдвигов и незначительной активации нейро-эндокринной и нервной систем, относятся к эмоциям. Эмоциональные состояния, при которых еще происходят и значительные изменения в гомеостатических механизмах симпато-адреномедуллярной и гипофиз-адреналовой систем, в гипоталамо-гипофизном комплексе и других нервных и нейро-эндокринных образованиях, классифицируются как эмоционально-стрессорные реакции. Они приводят к резким сдвигам на всех уровнях гомеостаза, что в свою очередь может привести к травматическому стрессу.

В Международной классификации психических нарушений (МКБ-10) травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда:

  1. Упорно избегается все. что может быть связанно с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.
  2. Проявляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды того. что с ним происходило.
  3. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, т.е. человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.
  4. Проявляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.
  5. Притупленность эмоций – неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.).
  6. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время.
  7. Появляются упорные симптомы ниже перечисленной группы:
  • проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон). Человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он невольно противится засыпанию и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса. Бессонница также может быть вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли (сон вообще относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь при малейшем психологическом неблагополучии);
  • рздражительность или вспышки гнева. Человек становится конфликтным, со всеми ссорится, часто предпочитает решать споры, применяя насилие. Даже когда человек пытается контролировать свое поведение, у него ничего не получается.
  • нарушения памяти и координации внимания. Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стресс-фактору, как человек теряет способность сосредоточиться..
  • сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но эта опасность не только внешняя, но и внутренняя – она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Человек напряжен, подтянут, словно готов в любой момент отразить внешнюю или внутреннюю угрозу. Это физическое напряжение, которое не позволяет расслабиться и отдохнуть. может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию – защищать наше сознание. Поэтому нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.
  • преувеличенное реагирование. При малейшем шуме, стуке и т.д. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения нормального существования (динамического равновесия) в комплексе (либо при наличии некоторых из них) дают возможность говорить о наличии у человека посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое в высокоразвитых государствах входит в число веских оснований для присвоения человеку статуса инвалида.

Что же означает то, что человек страдает посттравматическим стрессовым расстройством:

1)       он пережил травмирующее событие (внешнее обстоятельство):

- ситуации профессионального стресса и профессионального «выгорания», связанные с повседневной напряженной деятельностью;

- т.н. «критические инциденты», при которых сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью и благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями;

2)       он отреагировал на это событие, проявив вышеуказанную симптоматику (внутренний план).

Нормальная психика в травмирующей ситуации стремится смягчить дискомфорт, человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а єто в свою очередь вызывает психическое напряжение. Это и является главным правилом поведения в экстремальных ситуациях. Когда же у человека нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его тело, его психика находят способ «сжиться» с ним, приспособиться к нему. Так же человек приспосабливается к своей болезни – бережет больную руку, не наступает на больную ногу. Его походка становится не совсем естественной, появляется хромота. Как хромота является симптомом. что человек приспособился к своей больной ноге, так и симптомы травматического стресса, которые иногда выглядят как психическое отклонение, на самом деле не что иное как способы поведения. связанные с пережитыми событиями.

Личностные качества человека, пережившего психологическую травму:

1) романтизм, причем в самом плохом значении этого слова. Такие люди знают, в чем счастье человечества, и ради этого готовы пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье.

2) преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Для человека жизнь группы становится важнее, чем жизнь отдельного индивида. Следовательно, ради счастья группы, ради её блага можно пожертвовать жизнью одного или другого человека, а также и своей собственной.

3) стремление к саморазрушению, образующее вместе с предыдущим качеством комплекс, который можно было бы условно назвать «счастье принести себя в жертву ради групповых интересов». Такое представление имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия и в какой-то степени является ее продолжением: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает. Идея, что человек жив, пока  жива группа, с которой он отождествляется, психологически бывает очень убедительной. Именно поэтому люди с такой радостью идут на верную смерть за общественные идеалы. Таким образом, они как бы обретают бессмертие.

4)  иллюзия справедливости устройства мира. Некоторые люди полагают, что все зло непременно будет наказано, а добро обязательно восторжествует. Это, как правило, кристально честные, благородные, принципиальные и с повышенным чувством справедливости люди. Впрочем, их честность и благородные порывы относятся лишь к членам своего социума, а ради принципа они готовы пожертвовать и своей жизнью, и жизнью своих близких, и чужой жизнью.

5)  иллюзия простоты устройства мира. Согласно этой иллюзии, мир поделился на две части: «наши» и «не наши». По отношению к «нашим» применимы и честность, и благородство. «Не наши» должны быть уничтожены, так как (еще один принцип травматической личности) кто не с нами, тот против нас. Весь мир оценивается в зависимости от того, по какую «сторону баррикад» он располагается. Для них все окрашено или в черный, или в белый цвет. Третьего не дано.

Метки: , , ,

Отзывов нет

Понравилась статья: Поделись с друзьями:

Электробезопасность
Пищевое отравление
Уроки безопасности для школьников

Ваш отзыв