Формы разрешения конфликтов

| 02 Июнь 2014 | Рубрика: СОЦИАЛЬНЫЕ ЧС

Формы разрешения конфликтов

ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 Знание психологии конфликта помогает человеку обусловить свое поведение в конфликтных ситуациях, решать проблемы, стимулирует развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности. Когда говорят и думают о конфликте, наиболее часто ассоциируют его с


агрессией, угрозами, скандалами и, еще хуже, – с враждебностью. Вследствие этого сложилась мысль, что конфликт – это нежелательное явление и его следует избегать. Однако конфликты помогают выявить разные взгляды, получать дополнительную информацию, генерировать большее количество альтернатив для принятия решения, т.е. конфликт может быть функциональным (повышать эффективность деятельности) и дисфункциональным (приводит к уменьшению удовлетворения от дела и снижению эффективности в работе, взаимодействию с другими сотрудниками).

Конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.

Зарождению конфликтной ситуации способствуют следующие факторы:

-          социально-профессиональные;

-          социально-демографические;

-          социально-психологические;

-          материально-технические;

-          организационные.

К социально-профессиональным факторам относятся:

-          несовершенство системы подбора и расстановки кадров, когда руководитель неверно оценивает профпригодность и моральные качества работника;

-          притензии работника на более высокую должность и ограниченность возможностей их удовлетворения;

-          правовая закрепленность работника за должностью или местом при недостаточном уровне его деловых качеств и при наличии подходящего кандидата на его место;

-          крайности кадровой политики, когда в одних ситуациях проводится курс на полную замену специалистов-практиков дипломированными специалистами, а в других – на принижение роли или даже игнорирование специалистов с дипломами.

Социально-профессиональные причина – это ближайшая и непосредственная основа психологических коллизий, потому что она чаще всего порождает конфликтную ситуацию. Существует тенденция  возрастания «горизонтальной» конфликтности по мере повышения социально-профессионального статуса работника  – чем выше престиж профессии, должности, социального положения, тем больше конфликтности во взаимоотношениях коллег, равных по должности сотрудников. У научно-технической, творческой, инженерно-технической интеллигенции, у работников просвещения, медицинских сотрудников (высшей квалификации) «горизонтальных» конфликтов во взаимоотношениях в 2-3 раза больше, чем у работников средней квалификации, но у последних уровень «вертикальной» конфликтности в 1,5 раза выше, чем у представителей научно-технической и инженерно-технической интеллигенции. Изучение причин увеличения «горизонтальной» конфликтности по мере перехода от нижних ступеней иерархии к высшим показало, что главной причиной является ограничение возможности дальнейшего социально-профессионального перемещения по карьерной лестнице, а также стремление работника «удержаться» на уже достигнутом уровне. Вполне естественно, что в таких условиях предупреждению конфликтной ситуации или их положительнму разрешению проблемы сопутствуют большие трудности.

К социально-демографическим факторам можно отнести такие:

-          возрастная неоднородность коллектива (трудности приспособления более старших работников к молодым и наоборот);

-          дисгармония коллектива по гендерному признаку, т.е. когда в коллективе преобладают представители того или иного пола сверх обычных сложившихся нормативов.

К социально-психологическим факторам конфликтных ситуаций можно отнести такие:

-          психотипологическая, а также морально-духовная несовместимость некоторых членов коллектива. Так, конфликт между двумя сотрудниками может иметь место без всякого внешнего основания или повода. лежащих в сфере их служебных функций. Если один из них щедр и расточителен, а другой скуп или чрезмерно бережлив, если один преисполнен сознания внутреннего достоинства, а другой – угодник и подхалим, если один скромен, а другой – хвастун, если один честен и прямолинеен, а другой кривит душой, то между ними постоянно будут возникать трения даже при отсутствии каких-либо внешних причин.

-          т.н. ложные образы конфликта, когда объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные;

-          несоответствие стиля руководства, личностных качеств руководителя ожиданиям коллектива или отдельных подчиненных.

К материально-техническим факторам, способствующим развитию конфликта, относятся такие:

-          проблема устаревшего оборудования, а также работа в несоответствующих помещениях;

-          хозяйственная политика руководства: реальная неэффективная  или же ошибочно воспринятая таковой коллективом.

К организационным факторам относятся:

1)      неправильная организация труда включает в себя:

-          недостатки в комплектации штатов;

-          недостатки в специализации и кооперации работников по разноплановым структурным единицам (например, жесткое распределение обязанностей и функций или чрезмерная сменяемость функций сотрудников) и т.д.;

2)      неверная организация заработной платы, т.е. материальный фактор,  предполагает наличие противоречия между самооценкой затраченных времени и труда сотрудника и получаемым за это материальным вознаграждением. Такого рода конфликты, как правило сдерживают усердие при выполнении возложенных на сотрудника обязанностей.

3)      неверная практика использования мер поощрения и взыскания. В этом случае поводом для возникновения противоречий становятся не только расхождения в уровнях самооценки и оценки, но и психологические условия применения официальной оценки.

4)      нечеткое распределение функциональных обязанностей между различными должностными лицами среднего звена, что приводит к дублированию, параллелизму в работе и в конце концов к различного рода трениям.

Анализ литературы свидетельствует, что существуют определенные правила, применение которых противодействует возникновению конфликтов.

Существует следующие формы разрешения конфликтов:

1)       конкуренция – человек проявляет активность и пытается идти к решению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими и способен принять волевое решение.

2)       приспособление – означает, что человек действует совместно с оппонентом, в определенной мере вопреки своим интересам;

3)       компромисс – обе стороны уступают друг другу ради решения проблемы;

4)       сотрудничество – человек принимает активное участие в решении конфликта и отстаивает свои собственные интересы, однако пытается при этом учесть и интересы оппонента.

Следует упомянуть, что в ситуации конфликта человека захватывают эмоции, он говорит менее ясно и четко, практически переставая слушать оппонента. Поэтому главное состоит в том, чтобы в начале конфликта рискнуть и пусть в резкой форме, но как можно более детально высказать волнующее.

Приемы общения по конструктивному решению конфликта:

-          использовать высказывания, которые передают то, как именно понял оппонент слова и действия другого, а также подтверждают то, что все воспринято верно;

-          использовать открытые и личностно ориентированные высказывания, которые передают состояние, чувства и намерения;

-          демонстрировать то, что партнера воспринимают как личность вопреки критике или его конкретным действиям.

Если же конфликт все же не прекращается, то можно применить непрямые методы его решения, а именно:

-          метод «выхода чувств» состоит в том, чтобы дать человеку возможность выразить свои негативные эмоции, и тогда постепенно они сами по себе изменятся на позитивные;

-          метод «эмоциональной компенсации». Характерно, что человек и даже тот, что не прав, чувствует себя жертвой и при этом по-настоящему страдает. Если этим переживаниям посочувствовать, то у человека происходит эмоциональная компенсация. После этого он быстрее начнет искать пути к решению конфликта;

-          метод «категоричного третьего»: для обиженного человека позитивное суждение о нем со стороны оппонента является толчком к поиску межличностного компромисса;

-          метод «открытой агрессии»: посредник дает возможность конфликтующим сторонам выплеснуть свои чувства. Они как бы вынуждены скандалить на глазах других людей, и это не только их сдерживает, но и дает возможность разрядиться;

-          метод «обмена позициями»: оппонентам предлагают как бы поменяться местами и высказаться от имени другой стороны, учитывая ее переживания и претензии;

-          метод «принудительного слушания»: в конфликтной ситуации человек слушает только себя, а другому приписывает эмоции и слова, нередко которых в действительности и не было. Необходимо принудить обе стороны повторять последнюю фразу оппонента. Это приведет к тому, что они станут лучше прислушиваться один к другому.

Конфликты сопровождают нас всю жизнь. Однако это совсем не означает, что во всех конфликтах обязательно должна быть сторона, которая выиграла и та, которая проиграла. Поэтому при решении конфликта нужно руководствоваться тем, чтобы выиграли обе стороны.

Критерии эффективности делового общения:

-          пытайтесь начинать беседу с позитивной информации, комплиментов;

-          не говорите человеку прямо в глаза о его ошибках, особенно в присутствии окружающих, подчиненных;

-          перед тем как критиковать другого, укажите на собственные ошибки;

-          задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать указания;

-          дайте собеседнику возможность сберечь «свое лицо»;

-          приписывайте человеку хорошие качества, которые он бы мог в будущем оправдать;

-          пытайтесь убедить собеседника в том, что только он может выполнить данное поручение.

    Основные средства убеждения собеседника:

-          избегать противоборства в общении;

-          уважать мнение коллеги, собеседника. Никогда не говорить ему прямо, особенно когда он не прав;

-          если Вы  неправы, то признайте это быстро и в категоричной форме;

-          если знаете, что кто-то хочет о Вас сказать плохо – разоружите его, скажите об этом раньше (основополагающий принцип психологического айкидо);

-          заставьте собеседника говорить «ДА» сразу, т.е. постарайтесь получить от него утвердительный ответ уже в начале разговора;

-          дайте возможность Вашему собеседнику говорить больше, а сами – больше слушайте;

-          дайте собеседнику возможность почувствовать, что идея, которую Вы сообщили принадлежит ему, а не Вам;

-          старайтесь смотреть на проблему глазами собеседника;

-          используйте принцип наглядности при убеждении в своей правоте;

-          если вы хотите заставить волевого, с сильным характером человека  придерживаться Вашей позиции, бросьте ему вызов: возьмите под сомнение его возможности и способность что-либо сделать, или, напротив, публично выразите уверенность в том, что он это сделать может.

Можно выделить такие психологические рекомендации ведения полемики:

-          говорите спокойно и не громко;

-          не трогайте личность собеседника, обсуждайте дело;

-          подчеркните в начале разговора, что по некоторым вопросам Ваши взгляды совпадают со  взглядами собеседника;

-          не навязывайте с начала разговора свое мнение;

-          следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на мелочи;

-          спокойно реагируйте на высказывания собеседника, «не заводитесь».

Метки: ,

1 отзыв

Понравилась статья: Поделись с друзьями:

Если вы попали в аварию в автобусе
Обморожение и замерзание
Паника в нашей жизни

Один отзыв на «Формы разрешения конфликтов»

  1. zapsib2001@mail.ru пишет:

    познавательно

Ваш отзыв